Офис vs Коворкинг
Объемы ввода коворкингов в последние пару лет бьют рекорды. Например, рынок гибких офисов Петербурга вырос в прошлом году на 56% (данные международной консалтинговой компании JLL). В Москве рост тоже был неплохой, а на гибкие пространства пришлось 6% всех сделок с офисами, заключенных в течение года.
Но до сих пор их доля от общего объема офисов в Москве всего 1,5%, в Питере - 1,2%, тогда как в Лондоне - 6,9%. Почему так? Объясняем.
Конечно, первопричиной увеличения спроса на коворкинги и роста их количества стало сами знаете что. Но и после отмены основных ограничительных мер рынок продолжит расти. Например, по данным той JLL, в 2022-м году в Петербурге должно выйти 20 тыс. кв. м новых гибких офисов. Что касатся классических офисов, то при строящихся сейчас в городе 388 тыс. кв. м стоит ожидать, что к концу года будет введено 200-250 тыс. кв. м.
В чем их принципиальное отличие?Коммерческие условия офисов и коворкингов ощутимо отличаются. Во-первых, в коворкингах арендуется одно или несколько мест. Можно на день, можно – на неделю, можно – на месяц. Во-вторых, все услуги УК предоставляет в формате all inclusive - выходит существенно дешевле.
Как правило, их перечень включает:
- Аренда рабочего места;
- Доступ к высокоскоростному Интернету;
- Офисная оргтехника (принтер, сканер, ксерокс, факс);
- Канцелярские принадлежности, демонстрационные доски, проекторы;
- Чай/кофе.
Дополнительно идут:
- Аренда парковочного места;
- Аренда переговорных комнат.
Формат работы сотрудников в коворкингах очевидно продуктивнее. Ведь гибкое дизайнерское эко-пространство, особенно если оно хорошо оборудовано, само по себе располагает к труду. Коворкинг должен быть современным, красивым и удобным. В нем обычно есть релакс-комнаты, зоны для игр (в настольный теннис или кикер, например), стильные кухни и так далее. Сотрудники с большей охотой приходят в такой офис, а не работают из дома или кафе.
Как правило, в коворкинге есть человек, который объединяет между собой коллектив, организовывает их и следит за работой. А еще в коворкинге можно обзавестись полезными контактами людей из своей же сферы. Может быть, это станет началом нового бизнеса.
В целом, коворкинг — это не просто место работы, это место социализации. Это место, где коллеги и разово пришедшие работники не просто узнают новости, но и налаживают новые каналы продаж своих услуг.
Кстати, уместно размещать коворкинги и в торговых центрах - в отличие от классических офисов. Здесь они располагаются в мало проходимых и тупиковых зонах, где посещаемость не нужна, а клиент придет целенаправленно. Как следствие, ставка аренды существенно ниже, а заполняемость объекта выше.
Как вы считаете, что ждет рынок гибких офисов? Продолжит ли он расти?
Но до сих пор их доля от общего объема офисов в Москве всего 1,5%, в Питере - 1,2%, тогда как в Лондоне - 6,9%. Почему так? Объясняем.
Конечно, первопричиной увеличения спроса на коворкинги и роста их количества стало сами знаете что. Но и после отмены основных ограничительных мер рынок продолжит расти. Например, по данным той JLL, в 2022-м году в Петербурге должно выйти 20 тыс. кв. м новых гибких офисов. Что касатся классических офисов, то при строящихся сейчас в городе 388 тыс. кв. м стоит ожидать, что к концу года будет введено 200-250 тыс. кв. м.
В чем их принципиальное отличие?Коммерческие условия офисов и коворкингов ощутимо отличаются. Во-первых, в коворкингах арендуется одно или несколько мест. Можно на день, можно – на неделю, можно – на месяц. Во-вторых, все услуги УК предоставляет в формате all inclusive - выходит существенно дешевле.
Как правило, их перечень включает:
- Аренда рабочего места;
- Доступ к высокоскоростному Интернету;
- Офисная оргтехника (принтер, сканер, ксерокс, факс);
- Канцелярские принадлежности, демонстрационные доски, проекторы;
- Чай/кофе.
Дополнительно идут:
- Аренда парковочного места;
- Аренда переговорных комнат.
Формат работы сотрудников в коворкингах очевидно продуктивнее. Ведь гибкое дизайнерское эко-пространство, особенно если оно хорошо оборудовано, само по себе располагает к труду. Коворкинг должен быть современным, красивым и удобным. В нем обычно есть релакс-комнаты, зоны для игр (в настольный теннис или кикер, например), стильные кухни и так далее. Сотрудники с большей охотой приходят в такой офис, а не работают из дома или кафе.
Как правило, в коворкинге есть человек, который объединяет между собой коллектив, организовывает их и следит за работой. А еще в коворкинге можно обзавестись полезными контактами людей из своей же сферы. Может быть, это станет началом нового бизнеса.
В целом, коворкинг — это не просто место работы, это место социализации. Это место, где коллеги и разово пришедшие работники не просто узнают новости, но и налаживают новые каналы продаж своих услуг.
Кстати, уместно размещать коворкинги и в торговых центрах - в отличие от классических офисов. Здесь они располагаются в мало проходимых и тупиковых зонах, где посещаемость не нужна, а клиент придет целенаправленно. Как следствие, ставка аренды существенно ниже, а заполняемость объекта выше.
Как вы считаете, что ждет рынок гибких офисов? Продолжит ли он расти?